Силуанов рассказал Госдуме о налоговой реформе
В нее войдет прогрессивная шкала налогообложения, сближение упрощенной и обычной систем, повышение возможностей для получения налогов регионами, сохранение действующих преференциальных режимов. Кроме того, обсуждается возможное повышение налога на прибыль.
На сайте Минфина опубликован текст выступления Антона Силуанова, которое он представил на парламентских слушаниях в Госдуме по вопросу совершенствования налоговой системы.
Прежде всего, Силуанов отметил цель поправок — «перераспределить налоги от тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы, в пользу тех, кто больше нуждается». Второй значимой задачей реформы значится стимулирование экономического роста, указывает министр финансов. Параметры новой налоговой системы будут действовать до 2030 года. Она будет строиться на следующих принципах: стабильность, предсказуемость, поступление ресурсов для решения масштабных государственных задач в социальной и экономической сферах, стимуляция инвестиционной активности компаний и поддержка конкуренции. Средства от реформы пойдут на решение социальных задач, пояснил министр.
Относительно прогрессивной шкалы налогообложения Силуанов пояснил, что подавляющего большинства граждан изменение налога не коснется, в том числе семей с невысокими доходами, где два ребенка и более. Кроме того, в правительстве намерены сохранить уровень налогообложения НДФЛ доходов в виде процентов по депозитам, чтобы стимулировать граждан к формированию сбережений.
Для малого бизнеса реформа создаст условия, чтобы становиться средним и крупным, указал Силуанов. В ведомстве проанализировали пороги оборота для освобождения от НДС для малых и средних предпринимателей и установили, что в РФ они самые низкие. Минфин планирует сохранить льготный спецрежим для 95% предприятия, а для остальных — сблизить упрощенную и обычную системы налогообложения. Цель инициативы — выравнять условий конкуренции между разными экономическими субъектами, снизить интерес к схемам ухода из-под налогообложения, дроблению бизнеса, отметил Силуанов.
Законодательство Депутаты назвали возможные пороги прогрессивной шкалы налогообложения
Правительство предусмотрит амнистию для тех налогоплательщиков, кто готов работать «в белую». Кроме того, для реализации долгосрочных инвестиционных проектов ведомство обещает обеспечить предсказуемые условия работы, сохранить преференциальные режимы. Например, соглашение о защите поощрений капитальных вложений, специнвестконтракты, особые экономические зоны, территории опережающего развития. Повышающий коэффициент на проведение НИОКР для компаний повысят с полутора до двух, это позволит уменьшить налогооблагаемую прибыль, уверены в ведомстве.
Относительно размера НДС Силуанов пообещал, что его повышать не будут. Но министр не готов отказываться от оборотных налогов типа курсовых экспортных пошлин без повышения налога на прибыль организаций. По его мнению, он и так в РФ один из самых низких в мире. Кроме того, в ведомстве будут решать, как убрать из закона лазейки для ухода от налогов: власти будут пресекать схемы дробления бизнеса, занижения таможенной стоимости при транзитных операциях через страны ЕАЭС и неуплаты НДС по таким товарам организациями на упрощенке, уклонения от уплаты акцизов по некоторым товарам. Силуанов указывает, что налоговые новации должны закрыть эти дыры в законе.
Регионам предлагается дать больше полномочий по налогам и расширить их налогооблагаемую базу. Минфин рассмотрит возможность передать муниципалитетам больше возможностей для налогообложения дорогостоящих объектов, земельных участков, операций с имуществом и для получения курортного сбора. Кроме того, чиновник подтвердил списание 2/3 региональных долгов по бюджетным кредитам. Правительство ставит целью выравнивание социально-экономического положения разных субъектов.
Отдельный вопрос, как указал Силуанов, — контроль за расходованием полученных от налоговой реформы денег. Для этого правительство обеспечит прозрачную цифровую систему, которая позволит в режиме реального времени видеть результаты израсходованных бюджетных средств и оценить эффективность государственных трат.