ВС выяснял, заплатит ли грузоотправитель неустойку за простой вагонов
ВС объяснил, почему штраф за простой вагонов можно взыскать и с грузоотправителя тоже.
В 2018 году «Новая перевозочная компания» (НПК) заключила с «Магнитогорским металлургическим комбинатом» (ММК) договор, по которому обязалась предоставить железнодорожный состав для перевозок. Стороны договорились, что вагоны не могут простаивать больше 120 часов, а если правило нарушается, то комбинат будет уплачивать штраф в размере 5 МРОТ за один вагон в сутки.
Практика ВС разбирался, кто заплатит неустойку за простой вагонов
В апреле 2021 года НПК предоставила вагоны, которые простояли на станциях от 5 до 12 дней по вине грузоотправителя, компании «Башвтормет». За это грузоотправитель получил от перевозочной компании штраф в размере 3,268 млн руб. «Башвтормет» отказался платить, указав, что условиями договора НПК и ММК не предусмотрено право на предъявление штрафных санкций к лицу, осуществляющему погрузку вагонов. Три инстанции подтвердили это (дело № А07-27827/2021).
Верховный суд решения нижестоящих судов отменил. Отсутствие у НПК как у оператора железнодорожного подвижного состава заключенного с грузоотправителем договора не означает, что такие договоры не были в установленном порядке заключены между надлежащими лицами, осуществлявшими подачу спорных вагонов к местам погрузки на соответствующем пути необщего пользования и их уборку с этих мест.
«Упоминание договоров на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и на подачу и уборку вагонов <…> — это не условие применения ответственности грузоотправителей и грузополучателей за задержку не принадлежащих им вагонов под погрузкой и выгрузкой грузов, а юридико-техническим приемом, позволяющим определить время просрочки, за которую устанавливается штраф», — подчеркнули судьи экономколлегии.
С учетом этого спор вернули на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.