Структура экс-акционера FESCO обжалует запрет на иск к «Транснефти»

Ранее АСГМ запретил иностранной компании «Порт Петровск Лимитед», как и Зиявудину Магомедову, продолжать разбирательство с «Транснефтью» в Лондоне. Бизнесмен обвиняет ответчиков в сговоре с целью изъятия у него российских активов.

Компания «Порт Петровск Лимитед» (Британские Виргинские острова) подала кассационную жалобу на определение АСГМ о запрете  продолжать вести судебное разбирательство с «Транснефтью» в Высоком суде Англии и Уэльса по делу № CL-2023-000401 (№ А40-23676/2024). Судья АС Московского округа Светлана Краснова оставила жалобу без движения на срок до 16 сентября.

В мае АСГМ предписал, что в случае нарушения судебного запрета «Порт Петровск Лимитед» должен будет выплатить в пользу «Транснефти» $5 млрд по курсу ЦБ на день платежа. «В данном конкретном случае вполне оправданны сомнения в том, что спор с участием ПАО «Транснефть», находящейся на рассмотрении в суде государства, применившего ограничительные меры в отношении заявителя, будет рассмотрен с соблюдением гарантий справедливого судебного разбирательства, в том числе касающихся беспристрастности суда, что составляет один из элементов доступности правосудия», — отметил тогда АГСМ.

До начала 2018 года «Транснефть» с совместно с «Порт Петровск Лимитед», который контролирует бизнесмен Зиявудин Магомедов, на паритетных началах владели компанией «Омирико Лимитед», пишет «Интерфакс». Эта компания владела 50,1% акций «Новороссийского морского торгового порта». Потом «Транснефть» выкупила долю «Порт Петровск Лимитед» в совместном предприятии.

Практика ВС подтвердил взыскание с Магомедова и офшоров по иску Fesco

Месяцем ранее кассация запретила и самому бывшему акционеру FESCO Магомедову судиться с «Транснефтью» в Высоком суде Англии и Уэльса по этому же делу (№ А40-17658/2024). В сентябре 2023 года Магомедов обратился в суд Великобритании с иском на сумму $14 млрд (дело № CL-2023-000401). Ответчиками по нему указаны «Транснефть», «Росатом» и иностранные инвесторы — частная инвестиционная компания TPG и базирующийся в ОАЭ портовый оператор DP World. Бизнесмен обвинил их в сговоре с целью изъятия у него российских активов и потребовал взыскать компенсацию в заявленной сумме. В ответ «Транснефть» обратилась в АСГМ с заявлением о введении антиискового запрета против бизнесмена. Компания попросила суд запретить судиться с ней за рубежом, а в случае неисполнения судебного запрета — присудить в ее пользу $2,5 млн по курсу ЦБ.

АСГМ удовлетворил заявление и напомнил, что с 15 марта 2022 года «Транснефть» включена в список санкций, предполагающих запрет любых сделок и транзакций. Для оказания услуг российским и белорусским лицам британским юристам необходимо получение соответствующей лицензии. Следовательно, заявителю сложно защищать интересы в зарубежном суде. Кроме того, суд обратил внимание, что Высокий суд Англии и Уэльса принял антиисковой запрет против «Транснефти», но он не направлен против российского суда. АСГМ сделал вывод, что окончательное применение встречного антиискового запрета находится в его полномочиях.

В январе 2023 года Хамовнический районный суд по иску Генпрокуратуры взыскал с братьев Магомедовых и группы физлиц и компаний 92,4% обыкновенных бездокументарных акций «Дальневосточного морского пароходства» — головной компании группы FESCO (дело № 02-4153/2022). Это одна из крупнейших частных транспортно-логистических компаний в России.  

pravo.ru