Президентский совет не поддержал «неснижаемую» неустойку за нарушение соглашений
Совет по кодификации при президенте не поддержал предложения Минэкономразвития об ограничении возможности снижать неустойку в судебном порядке.
Совет по кодификации гражданского законодательства при президенте вынес отрицательное заключение на поправки к ГК и законам об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. Изменения предложило Минэкономразвития в 2021 году.
Министерство предлагало реформировать судебный механизм уменьшения размера неустойки при нарушении акционерных соглашений. В частности, планировали увеличить порог доказывания: нарушителю договоренностей, кроме необоснованно большого размера неустойки, нужно еще доказать недобросовестность другой стороны и свою невиновность. То есть получалось, что истцу выгоднее взыскать неустойку, чем исполнять соглашение.
Legal Digest Исключение участника ООО и снижение неустойки: новые дела ВС
Совет считает, что существующих правил снижения неустойки по ст. 333 ГК достаточно. Более того, есть опасения, что особенное регулирование для акционерных договоров может потом перейти и на другие гражданско-правовые соглашения.
Кроме этого, Минэкономразвития предлагало ввести возможность отменять или изменять в судебном порядке результаты голосований на общих собраниях, если участники или акционеры действовали в нарушение условий корпоративного договора. Эту инициативу совет тоже раскритиковал. Он указал, что суд может принять решение только в том случае, если предмет голосования четко определен в соглашении. Более того, нужно предусмотреть возможность суда отказать в иске, если его решение будет причинять вред интересам юрлица.
В итоге президентский совет пришел к выводу, что в текущей редакции он не поддерживает законопроекты. Год назад орган вынес такое же заключение по этим инициативам Минэкономразвития.
Законопроект № 122129 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»
Законопроект № 122141 «О внесении изменений в статью 32.1 Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»