Маркетинговые программы составил 50% рыночной ипотеки
Среди программ: ипотека со сниженной ставкой, траншевая ипотека и рассрочка от застройщика. Они привели к росту среднего размера кредита и отклонению ставок от рыночных уровней.
В третьем квартале 2024 года доля маркетинговых программ банков и застройщиков составила около половины от общего объема выдач рыночной ипотеки, говорится в новом обзоре финансовой стабильности ЦБ. Данные программы стали ключевым механизмом поддержки спроса после завершения массовой льготной ипотеки и роста рыночных ставок (в октябре — 22%, в ноябре — 28%).
Объем рыночных кредитов остался стабильным — около 370 млрд руб. за квартал (в сентябре — 103 млрд руб., в октябре — 117 млрд руб.). В годовом выражении на рыночную ипотеку сегодня приходится 32% выдач, остальное — на льготные программы.
Средний размер кредита в сегменте строящегося жилья вырос на 13%. Фактические процентные ставки по ипотечным кредитам, выданным вне госпрограмм, составили 13%, в прошлом квартале — 22%.
Программы и риски
Сворачивание массовой ипотеки, высокие ставки и частое исчерпание лимитов по остальным госпрограммам вынудили девелоперов и банки активизировать совместные инициативы.
Примеры программ: ипотека со сниженной ставкой на льготный период и на весь срок ипотеки, траншевая ипотека и рассрочка от застройщика.
Риски программ:
- для заемщика — завышенная цена приобретаемой недвижимости (создает сложности при продаже квартиры на вторичном рынке или рефинансировании кредита);
- для банка — повышенные кредитные риски (в случае дефолта заемщика рыночная стоимость залога может оказаться ниже суммы кредита);
- для застройщика — низкая маржинальность (компании недополучают часть прибыли, компенсируя банкам снижение ставок).