Маркетинговые программы составил 50% рыночной ипотеки

Среди программ: ипотека со сниженной ставкой, траншевая ипотека и рассрочка от застройщика. Они привели к росту среднего размера кредита и отклонению ставок от рыночных уровней.

В третьем квартале 2024 года доля маркетинговых программ банков и застройщиков составила около половины от общего объема выдач рыночной ипотеки, говорится в новом обзоре финансовой стабильности ЦБ. Данные программы стали ключевым механизмом поддержки спроса после завершения массовой льготной ипотеки и роста рыночных ставок (в октябре — 22%, в ноябре — 28%).

Объем рыночных кредитов остался стабильным — около 370 млрд руб. за квартал (в сентябре — 103 млрд руб., в октябре — 117 млрд руб.). В годовом выражении на рыночную ипотеку сегодня приходится 32% выдач, остальное — на льготные программы.

Средний размер кредита в сегменте строящегося жилья вырос на 13%. Фактические процентные ставки по ипотечным кредитам, выданным вне госпрограмм, составили 13%, в прошлом квартале — 22%.

Программы и риски

Сворачивание массовой ипотеки, высокие ставки и частое исчерпание лимитов по остальным госпрограммам вынудили девелоперов и банки активизировать совместные инициативы.

Примеры программ: ипотека со сниженной ставкой на льготный период и на весь срок ипотеки, траншевая ипотека и рассрочка от застройщика.

Риски программ:

  • для заемщика — завышенная цена приобретаемой недвижимости (создает сложности при продаже квартиры на вторичном рынке или рефинансировании кредита);
  • для банка — повышенные кредитные риски (в случае дефолта заемщика рыночная стоимость залога может оказаться ниже суммы кредита);
  • для застройщика — низкая маржинальность (компании недополучают часть прибыли, компенсируя банкам снижение ставок).

pravo.ru

Добавить комментарий